Согласование самовольного переустройстваПереустройство жилого помещения представляет собой определенные виды работ, после выполнения которых требуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения (ст. 25 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ)). Такие работы проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, являющимся органом, осуществляющим согласование (ст. 26 ЖК РФ).В главе 4 ЖК России на федеральном уровне урегулированы основные вопросы, относящиеся к переустройству и перепланировке жилых помещений. В ст. 29, включенной в эту главу, определены последствия самовольного переустройства и (или) переоборудования жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка, проведенные собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ признаются самовольными в двух случаях: 1) при отсутствии документа, подтверждающего принятие органом местного самоуправления решения о согласовании; 2) при нарушении проекта, представлявшегося в орган, осуществляющий согласование. В обоих случаях виновное в правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Гражданско-правовые последствия самовольного переустройства (перепланировки) жилого помещения прописаны в ст. 29 ЖК РФ, одновременно в ч. 4 данной статьи предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо не создается угроза их жизни или здоровью. Такое правовое регулирование вызвало различное понимание процедуры сохранения переустроенного (перепланированного) жилого помещения в существующем состоянии. Основное расхождение проявляется по вопросу о возможности принятия решения об этом не только судом, но и во внесудебном порядке. Действующее законодательство возлагает как на собственников жилых помещений, так и на нанимателей обязанность не производить перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка. Иными словами, перед проведением перепланировки требуется получить согласие уполномоченного органа местного самоуправления. Для того чтобы согласовать произведенную перепланировку, необходимо собрать пакет документов (к заявлению прилагаются следующие документы):
Орган местного самоуправления, уполномоченный согласовывать перепланировку, не вправе требовать представления других документов. Вместе с заявлением о перепланировке заявитель представляет весь пакет документов, указанных выше. На основании представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня подачи документов принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, которое в течение трех дней выдается или направляется заявителю. Решение уполномоченного органа местного самоуправления является правовым основанием для проведения соответствующих работ. После завершения перепланировки жилого помещения заявителю необходимо обратиться с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии. Уполномоченный орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании перепланировки, например, в случае несоответствия проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. В первую очередь речь идет о требованиях пожарной безопасности, о санитарных, гигиенических нормах. Решение об отказе в перепланировке может быть оспорено заявителем в судебном порядке. Установлен трехмесячный срок обжалования со дня получения решения об отказе. Впервые на уровне Жилищного кодекса определены последствия для лиц, самовольно переустроивших жилые помещения. Следует отметить, что сохранение переоборудований, повышающих качество и благоустроенность жилого помещения, даже если они произведены без согласования, отвечает интересам не только граждан, но и общества в целом. Закон устанавливает административную ответственность за допущенное правонарушение, но не исключает реализации гражданами своих прав на оформление во внесудебном порядке самовольно выполненных переоборудований. Согласование отнесено к компетенции органов местного самоуправления без какой-либо оговорки о недопустимости принятия положительного решения в отношении самовольно произведенных переустройств и (или) перепланировки (п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ). Не предусматривает такое основание для отказа и ст. 27 ЖК РФ, определяющая исчерпывающий перечень случаев, когда орган местного самоуправления может отказать в согласовании. Отказ в рассмотрении заявления либо в принятии положительного решения по нему может быть оспорен гражданином в суд по правилам главы 25 ГПК РФ, если при этом не возникает спора о праве, подведомственного суду, при наличии которого вопрос рассматривается в порядке искового судопроизводства. В частности, отказ не может считаться правомерным в том случае, когда гражданином были представлены органу местного самоуправления вместе с заявлением об оформлении все необходимые документы, а проведенные им переустройство, перепланировка жилого помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц. В этом случае суд принимает решение, которым признает отказ неправомерным, и обязывает орган местного самоуправления осуществить согласование произведенных переустройств и (или) перепланировки жилого помещения. |
||